Третий день II Петербургского конгресса сметчиков ознаменовался открытой и бурной дискуссией славных представителей сметного дела с не менее славными представителями Минстроя России и Главгосэкспертизы.
В течение трех часов практикующие сметчики старались добиться от «ответственных за ценообразование» ответов на самые горячие вопросы: почему зарплаты строителей, заложенные в проектно-сметной документации невозможно довести до реальных рыночных показателей? Почему изменения этих зарплат, передаваемые в Главгосэкспертизу, запаздывают минимум на полгода? Как обязать заказчика пересчитывать стоимость контракта в действующих расценках с учетом инфляции? Почему десятилетиями не меняются некоторые сметные нормы и кто должен оплатить их актуализацию или разработку? Как при действующей нормативной и сметной базе найти хоть кого-то на работы по капремонту МКД? Почему своевольничает РосСтройКонтроль? И почему минимальная цена во ФГИС ЦС становится начальной максимальной ценой контракта, которую в Главгосэкспертизе потом еще и порезать могут?
Формат открытого диалога участникам Конгресса предложил президент Национального объединения строителей, председатель Комиссии по вопросам ценообразования Общественного совета Минстроя России Антон Глушков. А «удар держали» директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России Александр Вилков и заместитель начальника Главгосэкспертизы России Сергей Головин. По всей видимости, Антон Глушков сознательно открыл такое «окно возможностей» для сметчиков, понимая, что в любом другом формате они просто услышат набор докладов о том, как цифровизуются процессы проверки ПСД, сколько показателей ежеквартально передается во ФГИС ЦС, как активно отрасль переходит на ресурсно-индексный метод, а эксперты ГГЭ помогают государству экономить средства, перепроверяя сметные расчеты. И все это правильно и замечательно, только «на местах» каждый день возникают вполне конкретные вопросы, с которыми между Минстроем, Главгосэкспертизой и Минэкономразвития можно годами ходить по кругу и так и не получить внятного ответа. Так что на Конгрессе участников диалога остановило только время.
Вопросов со стороны участников Конгресса к представителям органов власти было очень много, но общий посыл можно сформулировать следующим образом: дайте, наконец, единые и понятные методики, правила и документы в части сметного нормирования. Перестаньте на конкретные вопросы присылать пространные отписки с цитированием законов, которые и так все знают. Устраните двоякое толкование затрат при проверке контролирующими органами. В общем, помогите использовать самый ценный строительный ресурс – деньги – с максимальной эффективностью и без разрушительных последствий со стороны правоохранительных органов.
Поскольку излагать вопросы и ответы в виде статьи – занятие весьма неблагодарное, лучше все это увидеть своими глазами. Ссылка на запись здесь...